Рассказ об объемных изображениях начну с небольшого исторического экскурса.  Способы просмотра объемных изображений и сама объемная фотография появились достаточно давно.Изначально, для просмотра таких изображений использовались различные технические устройства, наиболее простое и знакомое нам - стереоскоп, это такая коробочка с двумя глазками. Прогрессирующее человечество не стоит на месте и как это всегда бывает мы говорим : "Ну хочется мне, что-то попроще, без глазков и дырочек", в результате чего пытливо-ленивый человеческий ум начинает шевелиться и на свет появляются великие шедевры."Мы" можем придумать и сделать что угодно, лишь бы ничего не делать (девиз инженера). Скорее всего так и появилась теория создания стерео растров, позволяющая смотреть стерео картинку без технических наворотов. Прародителем ее стал Морис Боне, французский фотограф-самоучка, который в 30-х годах прошлого столетия не только разработал клише, но и поставил изготовление гофрированных пленок на промышленную основу.

Технология.

   В основе этого способа лежит идея совмещения устройства разделения изображений стереопары с носителем стереоизображения. Это позволяет зрителю наблюдать стереоэффект как будто бы без дополнительных приспособлений. Кроме того, несколько зрителей могут одновременно просматривать такое стереоизображение.Принцип воспроизведения стереоизображения с помощью линзового растра состоит в следующем: на специально подготовленное (будем называть его кодированным) изображение накладывается пленка (или пластина) лицевая поверхность которой представляет собой множество параллельных цилиндрических линз (Рис. 1). Эти линзы обычно имеют небольшую ширину, поэтому они незаметны для наблюдателя.Кодирование изображений стереопары состоит в «нарезке» исходных изображений на тонкие полоски и перемешивании их таким образом, чтобы под каждую линзой оказалась пара полос: одна от левого, другая от правого изображений. Долгое время подготовка кодированного изображения была не простой задачей, требующей специального оборудования и навыков. В наше время эта операция может быть выполнена с помощью компьютера, что значительно облегчает процесс изготовления и повышает качество растрового стереоизображения. На Рис. 3 показан увеличенный фрагмент кодированного изображения.Световой поток, отраженный от кодированного изображения, проходя через линзы, разделяется таким образом, что левый глаз наблюдателя видит левое изображение стереопары, правый глаз – правое (Рис. 2).Наибольший эффект от линзово-растровой стереофотографии можно получить, если кодировать не два ракурса стереопары, а еще и дополнительные промежуточные ракурсы (например, 12 ракурсов). В этом случае при просмотре образуется широкая зона стереовидения, перемещаясь в которой, зритель поочередно наблюдает смену ракурсов, что создает эффект оглядывания. Появляется возможность заглянуть за объекты переднего плана. Это придет натуральность наблюдаемому стереоизображению.С помощью линзового растра можно также изготовить и различного рода «динамические» картинки. Если закодировать отличающиеся изображения, например, последовательность кадров мультфильма, то при просмотре такого изображения под различными углами линзовый растр будет выделять различные исходные изображения. Таким образом, плавно изменяя угол наблюдения изображения, можно воспроизводить последовательности изображений.




Рис 1.


Рис 2.


Рис 3.

Многослойное стерео.

   Тот вид стерео которое я предлагаю вам освоить называется "многослойным стерео".Делается это так:Подготавливаем в фотошопе многослойный PSD шаблон.После этого с помощью программы генерируется определенное количество ракурсов(кадров будущего изображения).И уже из полученных ракурсов кодируется изображение под определенный вид линзового растра. На полученную картинку наклеивается лентикулярный растр,в итоге получается стерео картинка, где одни слои оказываются ближе к зрителю, другие – дальше.Эффект глубины у многослойного стерео впечатляющий!Касаясь такой стереофотографии пальцем в местах схождения слоев,кажется что палец проваливается в само изображение!Так же можно разложить на слои и плоское изображение с дорисовкой места за вырезанным объектом на величину предполагаемого сдвига в зависимости от выбранного параллакса.

Нажмите кнопку "ПОКАЗАТЬ" для просмотра ролика.


Варио эффект.

   Варио это еще один из возможных эффектов которых можно добиться с помощью линзового растра.«Варио» - это когда одно изображение меняется на другое при изменении угла просмотра вариокартинки.Тоесть в одной картинке умещаются две или более. Как я уже говорил,многие помнят популярные в советские годы календарики с «подмигивающими японскими девушками»,это и есть варио эффект.Только сейчас мы представляем его вам в совершенно ином качестве,нынешнее варио благодаря новым технологиям,выглядит куда эффектнее "открыток советского времени".Да и в то время нельзя было задуматься об изготовлении индивидуальной вариофотографии,Варио печаталось только огромными тиражами,в силу сложности технологии.

Создание варио изображения.

Варио эффекты бывают следующими:
  •  Переключение (flip)
  • Эффект анимации, движения
  • Эффект увеличения (zoom)
  • Эффект морфинга

   В программу для кодирования загружается несколько исходных изображений, например, для создания классического эффекта варио-переключения достаточно двух изображений.Берем изображение А(божья коровка) и изображение Б(ромашка),кодируем изображение под требуемый шаг линзового растра.В результате получается комбинированное изображение,в народе «черезполосица».На лист готовой чересполосицы наклеивается с помощью ламинатора линзовый растр.Все,варио фотография готова!На готовой варио-фотографии под разными углами наблюдения будут видны различные исходные фотографии.



Затем



Пример готового варио изображения:



Как работает растр.

Лентикулярный(линзовый) растрсостоит из множества параллельно расположенных линз. Размер и свойства линз бывают разными и могут применяться для различных эффектов(стерео, варио, морфинг итд..)






При просмотре стереоизображений, левый и правый глаза видят разные ракурсы. Такое изображение человек воспринимает объёмным.

 





При просмотре вариоизображения, линзы располагаются горизонтально. И при повороте изображения, человек видит поочерёдно ракурсы, которые закодированны под линзой.





Изображения при кодировании нарезаются на множествотонких полосок так, чтобы под каждой линзой разместились все ракурсы изображения.